Главная Локальные акты Положение об учете динамики индивидуальных достижений обучающихся
21 | 11 | 2017
Положение об учете динамики индивидуальных достижений обучающихся

ПОЛОЖЕНИЕ
об учете динамики индивидуальных достижений обучающихся
во внутренней системе управления качеством образования
в Государственном образовательном учреждении города Москвы
средней общеобразовательной школе «Школа здоровья» № 668
имени Героя Советского Союза В.П.Кислякова

 

1. Общие положения

1.1. Настоящее положение об учете качества индивидуальных достижений учащихся определяет основания, порядок и критерии оценки достижений учащихся.

1.2. Положение разработано с целью объективного фиксирования индивидуальных достижений учащихся.

1.3. Задачами проведения оценки и учета индивидуальных достижений учащихся являются:

  • поддержка и поощрение высокой образовательной мотивации учащихся;
  • развитие навыков рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся;
  • поощрение самостоятельности, расширение возможностей самообразования, самореализации;
  • формирование умения ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную и внеучебную деятельность;
  • содействие дальнейшей успешной социализации учащихся.

2. Особенности контрольно-оценочной деятельности учащихся 1-х классов

2.1. Обучаясь в первом классе, учащиеся приобретают следующие умения:

  • оценивать свою работу по заданным учителям критериям с помощью «Волшебных линеечек», цветовой радуги и т.д.
  • соотносить свою оценку с оценкой учителя;
  • договариваться о выборе образца для сопоставления работ;
  • обнаруживать совпадение и различие своих действий с образцом.

2.2. Приемы оценочной деятельности, используемые на уроке при безотметочном обучении:

  • «Лесенка» - ученики на ступеньках лесенки отмечают как усвоили материал: нижняя ступенька - не понял, вторая ступенька - требуется небольшая помощь или коррекция, верхняя ступенька – ребёнок хорошо усвоил материал и работу может выполнить самостоятельно;
  • «Волшебная линеечка» - на полях тетрадей чертят шкалы и отмечают крестиком, на каком уровне, по их мнению, выполнена работа. При проверке учитель, если согласен с оценкой ученика, обводит крестик, если нет, то чертит свой крестик ниже или выше;
  • «Светофор» - оценивание выполнения заданий с помощью цветовых сигналов: красный – я умею сам, жёлтый – я умею, но не уверен, зелёный – нужна помощь.
  • Допускается словесное оценивание - устным ответам учитель даёт словесную оценку: если очень хорошо - «Умница!», «Молодец!», «Отлично!», если есть маленькие недочёты – «Хорошо» и т.д.

2.3. Мониторинг сформированности УУД:

  • 1-й этап – анкетирование родителей на предмет сформированности умений, развиваемых в начальной школе;
  • 2-й этап – проведение игрового занятия с использованием заданий, объектом контроля которых являются овладение способами решения проблем творческого и поискового характера, основами логического мышления, способами получения информации и др., наблюдение и анализ выполнения заданий;
  • 3-й этап – проведение урока с использованием групповых форм работы, наблюдение и анализ коммуникативных УУД.

2.4. Система безотметочного обучения в 1 классе

Безотметочное обучение представляет собой обучение, в котором отсутствует отметка как форма количественного выражения результата оценочной деятельности. Это поиск нового подхода к оцениванию, который позволил бы преодолеть недостатки существующей «отметочной» системы оценивания такие как: не формирование у учащихся оценочной самостоятельности; затруднение индивидуализации обучения; малая информативность; травмирующий характер.

Безотметочное обучение вводится в 1 классе начальной школы и призвано способствовать гуманизации обучения, индивидуализации учебного процесса, повышению учебной мотивации и учебной самостоятельности учащихся.

Основными принципами безотметочного обучения являются:

  • дифференцированный подход при осуществлении оценочных и контролирующих действий;
  • критериальность – содержательный контроль и оценка строятся на критериальной, выработанной совместно с учащимися основе. Критерии должны быть однозначными и предельно четкими;
  • приоритет самооценки – формируется способность учащихся самостоятельно оценивать результаты своей деятельности. Для воспитания адекватной самооценки применяется сравнение двух самооценок учащихся - прогностической (оценка предстоящей работы) и ретроспективной (оценка выполненной работы). Самооценка ученика должна предшествовать оценке учителя;
  • непрерывность – с учетом непрерывности процесса обучения, предлагается перейти от традиционного понимания оценки как фиксатора конечного результата к оцениванию процесса движения к нему. При этом учащийся получает право на ошибку, которая, будучи исправленной, считается прогрессом в обучении;
  • гибкость и вариативность инструментария оценки – в учебном процессе используются разнообразные виды оценочных шкал, позволяющие гибко реагировать на прогресс или регресс в успеваемости и развитии ученика;
  • естественность процесса контроля и оценки – контроль и оценка должны проводиться в естественных для учащихся условиях, снижающих стресс и напряжение. В характеристику учебно-познавательной деятельности школьников включаются результаты наблюдений за их учебной работой в обычных условиях.

2.5. Уровень достижения конкретных предметных и метапредметных результатов отслеживается с помощью «листов учебных достижений». Цель: отследить динамику продвижения учащихся в достижении предметных и метапредметных результатов. При создании данных листов учитываются программа и требования к обязательному минимуму содержания образования. Рассчитаны на четверть.

Лист учебных достижений

Уровень сформированности и индивидуального прогресса в развитии таких навыков учения, как:
  1. приобретение знаний,
  2. понимание,
  3. применение,
  4. анализ,
  5. синтез,
  6. оценка,
  7. диалектичность мышления.
наблюдения ведутся учителем в течение всего учебного процесса в ситуациях:
  • повседневных, связанных с формированием ориентировочных и исполнительских действий;
  • инициативной творческой работы;
Уровень сформированности и индивидуального прогресса в развитии социальных навыков:
  1. способность принимать ответственность;
  2. способность уважать других;
  3. умение сотрудничать;
  4. умение участвовать в выработке общего решения;
  5. способность разрешать конфликты;
  6. способность приспосабливаться к выполнению различных ролей при работе в группе
наблюдения ведутся учителем в течение всего учебного процесса в ситуациях совместной (групповой и парной) работы учащихся
Уровень сформированности и индивидуального прогресса в развитии ряда коммуникативных навыков:
  1. слушание (слышать инструкции, слышать других, воспринимать информацию);
  2. говорения (ясно выражаться, высказывать мнение, давать устный отчет в малой и большой группе);
  3. чтения (способность читать для удовольствия, общения и получения информации);
  4. письма (фиксировать наблюдения, делать выписки, излагать краткое содержание, готовить отчеты, вести дневник)
наблюдения ведутся учителем в течение всего учебного процесса в ситуациях:
  • совместного обсуждения;
  • групповой и индивидуальной презентации;
  • «авторского собеседования»;
  • «ученик как инструктор»;
  • неформального общения в связи и по поводу прочитанного;
они дополняются самовзаимооценками учащихся навыков работы в группе
Уровень сформированности и индивидуального прогресса в развитии навыков поисковой и проектной деятельности:
  1. формулировать вопрос, ставить проблему;
  2. вести наблюдение;
  3. планировать работу,
  4. планировать время;
  5. собрать данные;
  6. зафиксировать данные;
  7. упорядочить и организовать данные;
  8. интерпретировать данные;
  9. представить результаты или подготовленный продукт
наблюдения ведутся учителем в течение всего учебного процесса в ситуациях:
  • направляемого учителем мини-исследования
  • группового мини-исследования
  • самостоятельного мини-исследования
они дополняются самооценкой учащихся

3. Система контроля индивидуальных достижений учащихся 2-11 классов

3.1. Основные виды контроля:

- по месту в процессе обучения:

- предварительный контроль, позволяющий определить исходный уровень обученности и развития учащихся;

- текущий контроль, позволяющий определять уровень развития учащихся и степень их продвижения в освоении программного материала;

- итоговый контроль, определяющий итоговый уровень знаний учащихся по предметам и степень сформированности основных компонентов учебной деятельности школьников;

- по содержанию:

- прогностический или планирующий контроль, определяющий последовательность выполнения операций учебного действия или его операционный состав до начала реального выполнения действия;

- пооперационный контроль, управляющий правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;

- контроль по результату, сравнивающий фактический результат или выполненную операцию с образцом после осуществления учебного действия;

- по субъектам контрольно-оценочной деятельности:

- внешний контроль, осуществляемый педагогом или одноклассниками (взаимоконтроль и взаимооценка);

- внутренний или рефлексивный контроль, осуществляемый учащимся и обращенный на понимание принципов построения и осуществления собственной деятельности (самоконтроль и самооценка).

3.2. К главным критериям самоконтроля и самооценки, а также контроля и оценки относятся следующие:

  • усвоение предметных знаний, умений и навыков, их соответствие требованиям государственного стандарта начального образования;
  • сформированность УУД (умения наблюдать, анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, связно излагать мысли, творчески решать учебную задачу);
  • развитость познавательной активности и интересов, прилежания и старания;
  • сформированность познавательной активности и интересов, прилежания и старания.

3.3. Оцениванию не подлежат:

  • темп работы ученика;
  • личностные качества школьников;
  • своеобразие их психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия и т. д.).

3.4. Основной функцией самооценки и самоконтроля на начальном этапе обучения является определение учеником границ своего знания-незнания, своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые еще предстоит решить в ходе осуществления учебной деятельности.

Конечная цель обучения - формирование у учащихся адекватной самооценки и развитие учебной самостоятельности в осуществлении контрольно-оценочной деятельности.

4. Формы контроля и оценки

4.1. Содержательный контроль и оценка предметных результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребенком и не допускает сравнения его с другими детьми.

4.2. Для отслеживания уровня усвоения знаний и умений используются:

  • стартовые (входной контроль) и итоговые проверочные работы;
  • текущие проверочные работы;
  • тестовые диагностические работы;
  • устный опрос;
  • проверка сформированности навыков чтения;
  • «портфолио» ученика.

4.3. Виды и формы контрольно-оценочных действий учащихся и педагогов

№ п/п Вид контрольно-оценочной деятельности Время проведения Содержание Формы и виды оценки
1 Входной контроль (стартовая работа) Начало сентября Определяет актуальный уровень знаний, необходимый для продолжения обучения, а также намечает «зону ближайшего развития» и предметных знаний, организует коррекционную работу в зоне актуальных знаний Фиксируется учителем в рабочем дневнике.
2. Диагностическая работа, тестовая диагностическая работа Проводится на входе и выходе темы Направлена на проверку пооперационного состава действия, которым необходимо овладеть учащимся в рамках изучения темы Результаты фиксируются отдельно по каждой отдельной операции
3. Проверочная работа Проводится после изучения темы Проверяется уровень освоения учащимися предметных культурных способов/средств действия. Представляет собой задания разного уровня сложности Все задания обязательны для выполнения. Учитель оценивает все задания по уровням и диагностирует уровень овладения способами учебного действия
4. Итоговая проверочная работа Конец апреля-май Включает основные темы учебного года. Задания рассчитаны на проверку не только предметных, но и метапредметных результатов. Задания разного уровня сложности Оценивание многобалльное, отдельно по уровням. Сравнение результатов стартовой и итоговой работы
5. Предъявление/демонстрация достижений ученика за год Май Каждый учащийся в конце года демонстрировать результаты своей учебной и внеучебной деятельности Философия этой формы оценки – в смещении акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, к тому, что он знает и умеет по данной теме и данному предмету; перенос педагогического ударения с оценки на самооценку

Стартовая диагностическая работа проводится в начале учебного года и определяет актуальный уровень знаний учащихся, необходимый для продолжения обучения. На основе полученных данных учитель организует коррекционно-дифференцированную работу по теме “Повторение” (во всех классах)

Текущий контроль позволяет фиксировать степень освоения программного материала во время его изучения. Учитель в соответствии с программой определяет по каждой теме объем знаний и характер специальных умений и навыков, которые формируются в процессе обучения.

Тестовая диагностическая работа (“на входе” и “выходе”) включает в себя задания, направленные на проверку пооперационного состава действия, которым необходимо овладеть учащимся в рамках данной учебной задачи.

Тематическая проверочная работа проводится по ранее изученной теме, в ходе изучения следующей на этапе решения частных задач, позволяет фиксировать степень освоения программного материала во время его изучения. Учитель в соответствии с программой определяет по каждой теме объем знаний и характер специальных умений и навыков, которые формируются в процессе обучения. Тематические проверочные работы проводятся после изучения наиболее значительных тем программы.

Итоговая проверочная работа проводится в конце учебного полугодия, года. В первом классе – только в конце учебного года. Включает все основные темы учебного периода.

«Портфолио» ученика (демонстрация достижений ученика с предъявлением накопленного в течение года материала) представляет собой подборку личных работ ученика, в которые могут входить творческие работы, отражающие его интересы, лучшие работы, отражающие прогресс ученика в какой-либо области, продукты учебно-познавательной деятельности ученика – самостоятельно найденные информационно-справочные материалы из дополнительных источников, доклады, сообщения и пр.

4.4. Динамика обученности учащихся фиксируется учителем (в диагностических картах учащихся).

Результаты итоговой и промежуточной аттестации фиксируются в специальном «Листке достижений». Красным цветом обозначается высокий уровень обученности и развития учащихся, зеленым и синим цветом – соответственно средний и низкий уровень.

По иностранному языку проверяется владение основными видами речевой деятельности: аудированием, говорением, чтением, письмом.

Проверка навыков чтения осуществляется не реже одного раза в триместр во всех классах  до 8 класса включительно.

Качественная характеристика знаний, умений и навыков составляется на основе содержательной оценки учителя, рефлексивной самооценки ученика и публичной демонстрации (представления) результатов обучения за год.

Количественная характеристика знаний, умений и навыков определяется на основе результатов проверочных работ по предмету.

Все виды контрольно-оценочных работ по учебным предметам оцениваются в процентном отношении к максимально возможному количеству баллов, выставляемому за работу.

Процентное соотношение оценочных суждений при определении уровня достижения предметных результатов образования:

  • высокий уровень - 85-100%;
  • уровень выше среднего - 70-84 %;
  • средний уровень - 50-69 %;
  • уровень ниже среднего - 30-49 %;
  • низкий уровень - менее 30 %.

В конце изучения каждой темы подводятся промежуточные итоги усвоения предмета на основе анализа учебных достижений учащихся.

Итоговый результат усвоения предмета определяется в конце учебного года на основании промежуточных результатов изучения отдельных тем программы и итоговой контрольной работы по предмету.

5. Основания и порядок проведения учета качества индивидуальных достижений учащихся

5.1. Основанием для учета качества индивидуальных достижений учащихся служит «портфолио». «Портфолио» - это набор документов (в печатном или в электронном виде), в котором фиксируются оценки индивидуальных достижений учащихся за весь период обучения с 2-го по 11 класс. Портфолио дополняет традиционные контрольно-оценочные средства и позволяет учитывать результаты, достигнутые обучающимися в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной и других.

5.2. Сводная ведомость является формой планирования достижений и их фактического накопления обучающимися в процессе самореализации.

5.3. Результаты, накопленные в портфолио, должны быть положены в основу образовательного рейтинга обучающихся и позволяют осознанно и обоснованно выбрать профиль обучения в старшей школе, определить дальнейший путь успешной социализации.

6. Система оценки индивидуальных образовательных достижений обучающихся

6.1. В портфолио индивидуальных образовательных достижений формируется оценка следующих достижений обучающихся:

  • учебные достижения;
  • внеучебные достижения;
  • надпредметные компетенции;
  • ключевые компетенции;
  • социальные компетенции.

6.2. Основными принципами оценки индивидуальных образовательных достижений обучающихся являются:

  • единые процедура и технология оценивания;
  • достоверность используемых данных;
  • сопоставление перспективного планирования результатов и оценки фактических достижений;
  • соблюдение морально-этических норм при сборе и оценивании предоставляемой информации.

6.3. Показатели качества учебных достижений включают в себя показатели готовности к обучению и показатели освоения обучающимися традиционных учебных программ, программ развивающего обучения, профильного и углубленного уровня. Фактические показатели качества учебных достижений устанавливаются по результатам государственной (итоговой) аттестации школьников, мониторинговых исследований.

6.4. Показатели внеучебных достижений и общего компетентностного уровня включают в себя показатели индивидуальных достижений обучающегося, сформированные в учебное и внеучебное время. Фактические показатели общего компетентностного уровня устанавливаются на основе выполнения работ в рамках международных исследований качества знаний обучающихся, на основе документов, подтверждающих успешность участия в предметных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях, научно-практической деятельности, социально-значимых проектах и акциях различной направленности.

6.5. Процедура, технология, структура оценки индивидуальных образовательных достижений обучающихся регламентируются следующими документами:

  • Федеральные и региональные нормативные и распорядительные документы по организации и проведению ЕГЭ, независимой формы государственной (итоговой) аттестации обучающихся.
  • Федеральные и региональные нормативные и распорядительные документы по проведению лицензирования образовательной деятельности и государственной аккредитации образовательных учреждений.
  • Федеральные и региональные нормативные и распорядительные документы по проведению и организации предметных олимпиад, конкурсов, соревнований, научно-практических конференций, социально-значимых проектов и акций.
  • Документы, регламентирующие комплексную оценку эффективности региональной системы образования.
  • Программа международных исследований качества образования.
  • Региональная программа мониторинговых исследований.

6.6. Портфолио индивидуальных образовательных достижений формируется обучающимися при помощи родителей, педагогов, классных руководителей, администрации школы в виде накопительной папки за учебный год.

6.7. Классный руководитель:

  • осуществляет контроль заполнения обучающимися сводной ведомости планируемых и фактических результатов;
  • организует учет документов, входящих в портфолио образовательных достижений;
  • несет ответственность за достоверность предоставляемой информации;
  • осуществляет мониторинг планируемых и достигаемых результатов, проводя сравнение с аналогичным и предшествующим периодами по каждому обучающемуся и в среднем по каждому показателю;
  • выявляет причины положительной и отрицательной динамики по каждому обучающемуся;
  • индивидуально доводит информацию до родителей обучающихся;
  • вносит предложения администрации по внесению изменений в планирование работы, направленных на создание условий для более полной самореализации школьников.

7. Оценка индивидуальных достижений учащихся 2-11 классов

7.1. Сводная ведомость индивидуальных достижений состоит из 6 блоков. Результаты фиксируются в сводной ведомости по блокам, каждый из которых имеет свою систему ранжирования.

7.2. Итоговый балл сводной ведомости результатов формируется как суммарный балл средних баллов по блокам.

7.3. Уровень индивидуальных образовательных достижений обучающегося вычисляется как отношение суммы набранных баллов к максимальному баллу (100 баллов). Выделяются следующие уровни достижений:

  • 0,8 - 1 – высокий уровень;
  • 0,6 – 0,8 – достаточный уровень,
  • 0,4 – 0,6 – необходимый уровень,
  • 0,2 – 0,4 – низкий уровень,
  • менее 0,2 – недопустимый уровень.

8. Итоговое оценивание и формы сохранения результатов учебной и внеучебной деятельности учащегося

8.1. Предметом итоговой оценки освоения обучающимися основной образовательной программы (ООП) являются предметные и метапредметные результаты, необходимые для продолжения образования, а также внеучебные достижения школьников как в рамках ООП, так и за ее пределами.

8.2. В итоговой оценке результатов освоения  ООП выделяются отдельно (независимо друг от друга) три составляющие:

  • результаты текущего (промежуточного) оценивания, отражающие динамику индивидуальных  образовательных достижений учащихся, продвижение в достижении  планируемых результатов освоения ООП.
  • результаты итоговых работ, характеризующие уровень освоения обучающимися основных ОУУН, необходимых для продолжения образования на следующем шаге;
  • внеучебные достижения школьников.

8.3. Для сохранения результатов учебной и внеучебной деятельности учащихся (в строгом терминологическом смысле этого слова) используются:

общеклассные альбомы, плакаты, папки — как форма сохранения результатов учебной деятельности класса;презентации (цифровые учебные объекты или в виде распечатанных материалов) — как форма сохранения результатов пробно-поисковой работы группы.

8.4. Для сохранения результатов практических работ учащихся используются:

  • творческие работы (графические, живописные, литературные, научные описания собственных наблюдений и экспериментов) как в форме портфолио (накопительных папок), так и в форме выставок, научных журналов, литературных сборников (возможны как цифровые, так и печатные формы);
  • презентации, фиксации результатов преобразования модели (схема, чертеж и др. знаковые формы), полученные ребенком в ходе индивидуального решения задачи (в виде цифрового объекта или распечатки);
  • выполненные работы в компьютерных средах, таблицы и графики, отражающие состояние навыков ребенка — соревнование с самим собой (в виде цифрового объекта или распечатки).

8.5. Все материалы учащегося по итогам образования в школе оформляются в форме портфолио (накопительной папки).

8.6. Государственная  Итоговая Аттестация проводится в 9 классах с использованием механизмов независимой оценки знаний и в традиционной форме, в 11 классах в форме ЕГЭ.

9. Взаимодействие участников образовательного процесса в процессе обучения

9.1. На родительских собраниях учителя знакомят родителей учащихся с особенностями оценивания в 1-х классах школы, 2-9 классах; 10-11 классах.

9.2. Для информирования родителей о результатах обучения и развития учащихся ежедневно ведется учет успеваемости и посещаемости учащихся в электронных дневниках и журналах, все учителя предметники отслеживают траекторию обученности учащихся в электронном виде, в конце каждой четверти классные руководители проводит родительские собрания, а учителя предметники индивидуальные консультации.