Главная Методические объединения Бабенко Р.В. «Здоровьесберегающие технологии на уроках»
21 | 11 | 2017
Бабенко Р.В. «Здоровьесберегающие технологии на уроках»

Бабенко Р. В.

«Здоровьесберегающие технологии на уроках»

Одна из основных моих задач, как учителя математики – научить учащегося спрашивать. Ведь часто, особенно на консультации, ребёнок, придя, не может сформулировать, что ему непонятно, стесняется подойти к учителю. Вот для этого с пятого класса и приходится сформировывать у него интерес, мотивацию к познанию, обучению, осознание того, что именно он хочет узнать, готовность и умение задавать (сформулировать) вопрос. Конечно, этому он должен был научиться ещё в семье, детском саду, начальной школе, но…

Родители часто удивляются, что такого особенного в том, что ребёнок спрашивает, а учителя - какое отношение это имеет к здоровьесберегающим технологиям? Ну, спросит он и спросит. А отношение следующее.

Во-первых, задание вопросов – это проявление и тренировка познавательной активности, которая связана с умением и готовностью находить оптимальные варианты решения в различных ситуациях, включая и те, которые представляют риск для здоровья.

Во – вторых, это показатель включённости ученика в обсуждаемую проблему и, следовательно, хорошего уровня его работоспособности (в состоянии утомления, безразличия и т.п., учащиеся вопросов не задают). Наконец, в – третьих, это показатель адекватно развитых коммуникативных навыков: застенчивый, «закомплексованный», боящийся учителя ребёнок вопросов задавать не будет, в результате возрастает багаж непонятного учебного материала, что ведёт к переутомлению и снижению интереса к обучению. Конечно, это резко отражается на успеваемости.

Таким образом, можно заключить, что количество и качество задаваемых учеником вопросов служит одним из индикаторов его психофизического состояния, психологического здоровья, а также тренирует его успешность в учебной деятельности. Полушутливая фраза о том, что «если вопросов не задают – это значит, что или всё понятно, или ничего не понятно», по сути – не верна. Это признак или безразличного отношения к полученной информации, или неуважения к её источнику, или низкого уровня слушателей. Соответственно, по тому, как и какие вопросы задают учащиеся на уроке и во внеурочной деятельности, можно судить об их отношении к моему предмету, ко мне,  к рассматриваемому вопросу.

Схематично, модель работы по вышеназванной технологии, ведущей к здоровьесбережению, включает три этапа.

На первом я сообщаю ученикам информацию (рассказываю, читаю, демонстрирую в визуальной форме), построенную с таким расчётом, чтобы спровоцировать вопросы учащихся.

На втором этапе учащиеся задают вопросы (сначала таких буквально единицы, со временем становится больше, а вопросы всё интереснее и сложнее).

На третьем – я на них отвечаю (когда серьёзно, когда с долей юмора!). Поощряется как задавание вопросов, так и попытки ответить на вопрос – чужой или свой собственный. Практика показала снижение утомляемости учащихся и лучшее качество усвоения даже большего объёма материала. Урок или консультация проходят на более высоком эмоциональном фоне, сопровождаются дополнительной тренировкой коммуникативных навыков у учащихся и большей удовлетворённостью от работы как у меня, так и у учеников. Всё это – косвенные подтверждения здоровьесберегающего эффекта указанной технологии.

Приятно, когда видишь в глазах «искорки», что говорит о «живом уме»! Это ли не благодарность за свой труд!