Главная Методические объединения Бабенко Р.В. «Дифференцированное обучение математике в условиях работы «Школы здоровья»
22 | 09 | 2017
Бабенко Р.В. «Дифференцированное обучение математике в условиях работы «Школы здоровья»

Бабенко Р. В.

«Дифференцированное обучение математике  в условиях работы «Школы здоровья»


Дифференциация обучения — это учет индивидуально-типологических особенностей личности в форме группирования учащихся и различного построения процесса обучения в выделенных группах.

Внутриклассная дифференциация предполагает в обычном разнородном классе выделение групп учащихся по каким-либо признакам. На практике внутриклассная дифференциация представлена различными заданиями, дозированием учебной помощи ученикам.

В условиях традиционного обучения многим учащимся трудно достигнуть уровня обязательных результатов.
Анализ учебных пособий и практика показывают, что системы упражнений по темам не содержат достаточного числа заданий для достижения учащимися обязательных результатов, поэтому я использую разноуровневые дидактические материалы, тесты и карточки (готовые и сделанные мною и ребятами).

Реальностью, обуславливающей необходимость дифференцированного обучения математики, является объективно существующие различия учащихся в темпах овладения учебным материалом, а также в способностях самостоятельно применять усвоенные знания и умения.

Базовая программа одна, но уровень обучения, глубина приобретаемых знаний и форм навыков могут быть различными для разных категорий учащихся сообразно их возможностям, интересам, склонностям.
Не всегда возможно создать классы с углубленным изучением математики.

Какая реальная польза от применения деталей дифференцированного обучения?

1) Значительно улучшается четкость и организация работы класса.
2) Так как каждый ученик работает на посильном для него уровне трудности, он лучше осознает свои ближайшие цели и задачи.
3) Так как работая на определенном уровне трудности ученик видит, как работают остальные, его самооценка становится более реальной.
4) Четкость в работе дает возможность постоянно контролировать знания, умения, навыки.
5) Наличие сильных групп позволяет постоянно продумывать работу с ними, учитывать возможности их развития.
6) Такая организация позволяет предупредить отставание слабого,  дает возможность получить достаточно прочные знания по теме.

Основной проблемой организации внутриклассной дифференциации является невозможность затронуть все звенья учебного процесса.  Такая дифференциация отсутствует на этапе объяснения учебного материала, так как невозможно в условиях классно-урочной системы несколько раз объяснять один и тот же материал на различном уровне для нескольких групп учащихся.
Обычно внутриклассная дифференциация реализуется на этапе закрепления, обобщения и коррекции знаний. Да, в наших учебниках математики задания выделены как раз для основных трёх групп учащихся, но их всё же недостаточно.
Проблемой реализации внутриклассной дифференциации в практике является резко увеличивающийся объем работы учителя.
В 5 классе мною выявляются способности учащихся, их отношение к предмету, запас знаний, мышление.  В 6 классе создаю группы. Число групп зависит от данного конкретного класса, обычно их три. (Классы бывают контрастные или более ровные).
Группа А — учащиеся с низким темпом продвижения: при усвоении нового материала испытывают определенные затруднения, во многих случаях нуждаются в дополнительном разъяснении, обязательных результатов добиваются после достаточно длительной тренировки, способностей к самостоятельному нахождению решений измененных и усложненных задач, как правило, не проявляется.
Группа В — учащиеся со средним темпом продвижения в обучении: овладение новыми знаниями и умениями не вызывает особых затруднений, способы выполнения типовых заданий усваивают после рассмотрения 2—3 образцов, решение измененных и усложненных задач находят, опираясь на указания учителя.
Группа С - учащиеся с высоким темпом продвижения в обучении, общие схемы выполнения типовых задач фактически усваивают в процессе объяснения, во многих случаях могут самостоятельно находить решение измененных или усложненных задач, предполагающих применение нескольких известных способов решения.
Группа 0 — неуспевающие ученики, значительно отстающие в умственном развитии от сверстников и имеющие существенные пробелы в знаниях. Достижения учащимися этой группы даже уровня обязательных результатов представляет сложную педагогическую задачу.
Иногда в группы А и 0 входят 1—2 ученика, жаль, что не отсутствуют вообще…
Теоретический материал объясняю всему классу, провожу первоначальное формирование умений по  данной теме. Далее перехожу к закреплению умений и довожу их до навыков. при этом возможна как индивидуальная (И) так и групповая работа (Г). Групповую работу начинаю с 7 класса, в основном на уроках геометрии.
В первом случае выполняют ученики свое дифференцированное задание индивидуально, во втором случае коллективно (3—4 чел.)
При И работе оценивается работа каждого ученика. При Г форме деятельности на уроке организуется отчет каждой группы. Каждая группа получает карточку со своим дифференцированным заданием. На доске записывается тема урока, цель, поставленная перед учащимися, указано время, отводимое на работу в группах. Это могут быть уроки самостоятельного изучения материала (модульные уроки), уроки творческого характера, практические работы, задания на конструирование. Самое главное учителю — уметь организовать работу и суметь ее проверить.

Примеры организации работы:

а) Группа С  работает самостоятельно, для них предусмотрен какой-либо вариант проверки (с использованием поворотной доски или кодоскопа)
Группа А,В и О работают фронтально под руководством учителя.
б) Группы О, А и В самостоятельно, имея образцы решений; группа С вместе с учителем задания повышенной сложности.

Зачеты, самостоятельные работы, домашнее задание — использую варианты различной сложности.

Учеников группы С использую вместо консультантов (но не часто). Велика их роль после контрольной работы, работы над ошибками, уроках - практикумах, проверки знаний теоретического материала.

Цели уровневой дифференциации состоят в обеспечении достижения всеми школьниками базового уровня подготовки и одновременном создании условий для развития учащихся, проявляющих интерес и способности к математике. В соответствии с этим и контроль должен иметь двухступенчатую структуру. А именно в контроле необходимо выделять два принципиальных этапа — проверку достижения уровня обязательной подготовки и проверку на повышенном уровне.
В зависимости от способов организации контроля, указанные этапы могут быть разведены во времени, а могут и объединяться в одной контрольной работе.

В первом случае является проведение предварительного тестирования на уровне обязательной подготовки и в случае положительного результата последующее выполнение работы, отвечающей повышенным уровням усвоения материала.
Во втором случае учащимся предлагается единая проверочная работа, состоящая из двух дополняющих друг друга частей: одна из них содержит задачи, соответствующие обязательным результатам обучения, другая — задачи повышенного уровня сложности.

Контроль должен обеспечивать, возможно большую полноту проверки на обязательном уровне. Информация об этом дает возможность судить о готовности или неготовности ученика к продвижению по курсу, о выполнении или невыполнении им программных требований.

На повышенном уровне не следует требовать от учащихся проявления полноты усвоения материала; здесь основной акцент делается на проверку глубины усвоения, понимание, гибкость знаний.

О результативности дифференцированного обучения можно судить по следующим моментам:

1. удовлетворенность ученика (а также его родителей) качеством учебного процесса;
2. развивающиеся способности ученика;
3. уровень усвоения содержания учебного материала (значительную роль играет мотивация учащихся).

Изучение мотивации проводится по ее проявлениям:

• активность учащихся на уроке;
• выполнение ими дополнительных, необязательных заданий;
• использование дополнительных источников образование;
• участие во внеурочной деятельности;
• характеру вопросов, задаваемых учениками.