Главная Методические объединения Бабенко Р.В. «Физминутки на уроках математики»
22 | 09 | 2017
Бабенко Р.В. «Физминутки на уроках математики»

Бабенко Р. В.

«Физминутки на уроках математики»


Обязательным элементом здоровьесберегающей организации урока в соответствии с современными требованиями являются физкультминутки. Описания их содержания можно найти в рекомендациях физиологов и гигиенистов. Рекомендуется при этом учитывать три условия.

1.    Состав упражнений физкультминутки должен зависеть от особенностей урока (какой это предмет, в какой вид деятельности были включены учащиеся до этого, каково их состояние и т.д.).
2.    Обязательным является эмоциональная составляющая физкультминутки. Амплитуда стимулируемых эмоций учащихся может быть различной – от выраженной экспрессии до спокойной релаксации, но во всех случаях занятие должно проводиться на положительном эмоциональном фоне.
3.    Учителю, проводящему физкультминутки, необходимо выработать для каждого класса 2 – 3 условных вербально-поведенческих знака («якоря» в терминологии нейролингвистического программирования), позволяющих быстрее и эффективнее переключать школьников в другой режим деятельности.

Но это теория. Что же происходит на практике? Я использую, в основном три типа физминуток: для глаз, для снятия утомления с плечевого пояса и рук, и для снятия напряжения с туловища. Каждый раз в каждом классе при разучивании и выполнении повторяю, что это мы делаем не только для того, чтобы заниматься здесь, в классе, но и дома при выполнении домашних заданий, при работе за компьютером и т.п. Физминутки для глаз я использую трёх видов: релаксирующие, спокойные упражнения сидя использую в шумном 6 классе; упражнения для глаз в игровой форме с музыкой и демонстрацией движений с помощью мультимедийного проектора очень нравятся старшеклассникам; в другом шестом классе использую физминутки для глаз, подготовленные восьмиклассниками в виде слайдов. При проведении остальных комплексов физминуток использую музыку, специально подобранную к уроку и предмету. Так, если урок по счёту первый, то они сопровождаются песенкой Вини-Пуха «Кто ходит в гости по утрам…», на остальных песней из к/ф «Приключения Электроника» «А нам говорят, что катет короче гипотенузы…», песнями В. Высоцкого. Детям очень нравится. А ещё,  эти физминутки с детьми я делаю сама, считаю, что пример учителя по всему  спектру внешних проявлений - образец для учащихся, причем, во многом на подсознательном уровне. В кабинете всегда свежий воздух – родители сделали ограничители на фрамуги, это очень удобно. Сначала казалось, что дети не будут быстро преключаться от отдыха к работе, но мы с ними договорились, что по одному сигналу: «Встали, разомкнулись!» мы начинаем физминутку, а по другому – «Закончили, работаем!» начинаем другой вид деятельности.
С позиций здоровьесбережения польза от простого выполнения нескольких физических упражнений или гимнастики для глаз максимальна.

Творческий характер образовательного процесса – крайне необходимое условие здоровьесбережения. Включение ребёнка в творческий процесс не только природосообразно, служит реализации той поисковой активности, от которой зависит развитие человека, его адаптационный потенциал, способствует достижению цели работы школы – развитию личности учащегося, но и снижает вероятность наступления утомления. Цепочка взаимосвязи здесь простая: обучение без творческого заряда – неинтересно, а значит, в той или иной степени, является насилием над собой и другими. Насилие же разрушительно для здоровья, как через формирование усталости, так и само по себе.

К сожалению, для использования в повседневном учебном процессе времени и часов не хватает (в основном это практические работы по геометрии под классическую музыку), а вот во внеурочной деятельности есть большие возможности. В этом учебном году в рамках проведения «Недели математики» я проводила в 8 классе совместно с учителем информатики конкурс на лучшее слайд-шоу на тему «Охрана зрения». Была поставлена цель: сделать слайд шоу с помощью геометрических фигур для использования во время проведения физкультминуток на уроках. Ребята подбирали различные упражнения для глаз, приносили материал, мы его обсуждали, опробовали. Проконсультировались с врачом, отобрали лучшее. Затем в кабинете информатики несколько дней после уроков «кипела» работа: сначала изучали с учителем информатики новые инструменты для создания изображений, затем свои идеи ребята претворяли в жизнь. Результат – отличное слайд-шоу, два победителя, желание ребят поскорее изучить и Flach-аннимацию. Фактически, это позволило нам не только получить удовольствие от своей работы и реализовать индивидуальный подход к учащимся, но и превратить используемые педагогические технологии в здоровьесберегающие.